Блог

Записки художника...

От Беланова С.В.
         В последние годы, усилилась тенденция навязывания современного искусства доброй, но бедной толпе. Причем под понятием современное понимается исключительно формальное псевдоискусство. Момент зарождения формалистических тенденций, наблюдается ещё со второй половины XIX века, когда выставки захлестнула волна произведений, написанных в этом духе. Художники, в погоне за прибылью и славой начинали спекулировать искусством. Этот упадок, переживаемый Академией, был связан по мнению великого педагога П.П. Чистякова с разложением, которое несли искусству требования буржуазных вкусов.

Вот что говорил сам Чистяков о процессах происходящих более 100 лет назад - "Потому неучи, но все гении, верящие в свою непогрешимость по убеждению, что вижу, то и смотрю. Вот эти гении-то и есть те находчивые неучи-ребята, которые, ловят момент, не учась всё умеют и, конечно, попадая в больное место доброй, но бедной толпы, достигают "успеха", то есть денег..."

"Фальшивая свобода", как говорил Чистяков, ведёт к снижению требовательности художников к своей работе и как результату, стремлению к "облегчённому", поверхностному преподаванию. ("Искусство из Академии может уплыть на улицу, на рынок, а это не высоко")

Такое положение вещей было очевидно для Чистякова, как и сейчас очевидна для меня и моих коллег Профессионалов Художников, которым не чуждо понятие "высокого", "чистого", "подлинного искусства", основанного на настоящем академическом обучении. Как характеризуется настоящее Академическое обучение Чистяковым, не иначе, как обучение высокому искусству, а последнее "законнонатурально" и требует знания этих законов в натуре.

Настоящий художник должен быть учёным, познавшим все законы искусства, использующим разумно эти законы в своем творчестве.

Сложно не согласиться с мнением великого педагога учениками которого, в разное время были братья Васнецовы, Репин, Серов, Суриков и многие другие.
Что же мы видим и слышим сейчас?

Из всех щелей, так тараканы коих легион, лезут со своим мнением неучи самоучки, пытаясь доказать, что образование вредит художнику, что не нужно учиться, не нужно постигать основы мастерства. Что якобы это вредно сказывается на индивидуальности художника, его манере исполнения и совершенно обезличивает его работы. Мы слышим, что художник должен - творить, а не тратить время на учебу... Вот она - "Фальшивая свобода" псевдоискусства.

Отсюда и упадок художественного образования, страх многих преподавателей перед знаниями студентов. Буквально на днях, от одной своей студентки я услышал, как её преподаватель по рисунку в институте говорил о том, что работа не должна быть выполнена слишком хорошо, иначе он сочтет ее срисованной с компьютера.... Это что же простите, изначально нужно делать посредственно, не стараясь, а бы как???
Такие горе преподаватели сломали не один молодой талант, тем самым усреднением качества работ, занижение оценочных баллов за реально хорошие работы. 

А какое количество неучей сейчас преподают частным образом??? 
Те, кто и сам то даже посредственно рисовать не умеет, но пытается раздуть ноздри и доказать ненужность системного образования. Бороться с таким положением дел возможно только путем комплексного подхода к проблеме.

      Во-первых, самим обществом, которое не совсем ещё аморфно и видит разницу между хорошим и плохим, но молчит, боясь прослыть неучем. В этом плане, самым большим врагом искусства, я считаю искусствоведов, адептов современного формализма.
Тех, кто казалось бы, должен отделять зерна от плевел, но продался золотому тельцу и несёт теперь ложную, фальшивую псевдоистину. Безусловно, не все искусствоведы таковы, есть среди них и те, кто не предал ради денег истинных ценностей.

      Во-вторых, профессионалы художники, которые не должны по моему мнению тихо сидеть и смотреть на то, что происходит вокруг. Те, кто должен воспринимать конструктивную критику, как способ к совершенствованию. Те, кто может передать свои знания следующим поколениям профессионалов.

Отсутствие критиков от искусства, отсутствие арт рынка, всё это способствует распространению безвкусицы и безграмотности, а вместе с ним процветанию псевдоискусства!