Блог

"Научите меня учиться."

Блог От Беланова С.В.
Проблематика восприятия студентами учебного материала. 
Мы зачастую слышим от студентов такие слова "- я не могу сделать что-то, потому что меня плохо научили, не дали мне той информации, которая так необходима для достижения хороших результатов."
Так ли обстоят дела в реальности? От части - да, от части нет. Про уровень образования в современных реалиях я уже как-то писал, и добавить здесь абсолютно нечего. Однако не все так однозначно на мой взгляд. В написании данной статьи я руководствуюсь и опираюсь исключительно на свой педагогический опыт и практику, а за 20 с лишнем лет, есть что проанализировать и озвучить.
Начнем с того, что я считаю корнем проблемы образования - школу, не предметы, которые там изучают и не качество преподавания этих предметов, а саму суть школы - научить ребенка учиться.
Проработав в начале своей карьеры в средней школе 5 лет, я столкнулся с тем, что по статистике и практике из 20-ти человек в классе лишь 10% воспринимали учебный материал. То есть из 20 только двое, что-то усваивают. Далее было повышение квалификации в Московском педагогическом и там, нам молодым специалистам, так и говорили на прямую об этих 10%. По итогу ни кто ничего не менял в своем подходе к образованию. В то время я решил пойти поперек системы, благо никто не запрещал экспериментировать в рамках установленной программы. То есть ты мог преподавать так, как хочешь, но в рамках учебного плана. Имея определенную степень свободы, я разработал, написал и обосновал на практике и цифрах свою систему преподавания и предоставил ее в институт для анализа. Однако бюрократическая система сильнее одного конкретного индивида и мне это публично объяснили тогда, на примере отказа директора школы направить официальный запрос в институт об анализе моей работы, а без этого письма никакого движения не могло быть. 
Но это скорее лирическое отступление от сегодняшней темы дискуссии, однако, чтобы понимать, что за 21 год, положение не только не изменилось, но и ухудшилось прошедшей реформой образования.
Воспитательная функция школы была упразднена. Во главу угла были поставлены чуждые нам западные ценности тестовой системы, не применимые в условиях сложившейся за время СССР системы образования. Абсолютное низвержение прав учителя до уровня обслуги с одновременной повсеместной борьбой за права ребенка, привели к полному уничтожению авторитета педагога. 
Педагогика - прежде всего воспитательный процесс идущий параллельно с образовательной составляющей. Уничтожение одной из составляющих любой экосистемы, как известно приводит к очень плачевным последствиям.
Дети, зачастую бесконтрольные, переставшие воспринимать авторитет взрослых, не имея своих четких ориентиров, потеряли понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Выходя из школы большинство даже не представляет кем хочет быть, куда пойти учиться. В результате документы подаются туда, куда примут, а стало быть, отсутствует изначальная мотивация - получения определенных знаний.  
Преподаватели в вузах, за мизерную зарплату тоже не особо хотят делиться знаниями в отведенное учебное время, предпочитая делиться не сказанным на дополнительных платных занятиях. В нынешней ситуации "постоянного" локдауна, в условиях удаленного самообразования и невозможности проводить платные факультативы, многие педагоги вообще перестали контролировать процесс качественного выполнения поставленных задач со стороны учащихся. Как говорилось выше, не умеющие учиться дети, не в состоянии без постоянного контроля заниматься саморазвитием и достойно качественно выполнять учебный план. 
Приходя к нам на обучение и получая полное комплексное образование в полном объеме, ребята зачастую не в состоянии понять, как правильно переваривать данный им материал. Эта проблема касается именно поколения 2000 и позже, тех кому сейчас 19-20 лет. Ситуация с более старшими возрастными категориями гораздо более ровная, а те кто родился в 80-90 и учился в школе старой системы, вообще по другому воспринимают материал. Умение учиться - основа получения фундаментальных знаний! 
В связи с чем, приходиться признать тот факт, что мы в нашей школе вынуждены тратить очень большое количество времени на то, чтобы научить прежде всего - учиться. Вернуть учащемуся правильные ориентиры и привить любовь и уважение к профессии - художника. Зачастую приходится достаточно жёстко и строго подходить к вопросу учебного процесса, заставляя учащихся работать "заржавевшими" за 11-ть лет школы мозгами. Приходиться убирать комплексы неуверенности, боязни сделать что-то неправильно, боязни подумать и проанализировать то, что уже сделано.
Подготовить не только специалиста в итоге, а личность, способную двигаться дальше, совершенствоваться и расти.
 Наша задача научить - учиться!